ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ.
Russian Maritime Register of Shipping - The Highest Standards In Ship Safety

Общие положения о надзорной деятельности
1.Общие положения 1.1. Определения и пояснения
В Правилах Регистра, если в других частях спецмально не оговорено иное, приняты следующие определения:
Грузовое судно - любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузные, наливные, траспортные рефрижираторы, ледоколы, буксиры, толкачи, спасательные технического флота, кабельные, промысловые, специального назначения и другие непассажирские суда).
Пассажир - всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа или других лиц, работающих или имеющих какое-либо занятие, связанное с деятельностью этого судна (специальный персонал), а также ребенка в возрасте менее 1 года.
Пассажирское судно - судно предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров.
Рыболовное судно - любое судно, используемое для промысла или для промысла и обработки своего улова (рыбы, китов, тюленей, моржей или других живых ресурсов моря).
Экипаж рыболовного судна - лица, занятые выполнением любых обязанностей на борту судна, связанных с его назначением.
Судно специального назначения - самоходное судно с механическим двигателем, которе в силу своего назначения имеет на борту специальный персонал более 12 чел., включая пассажиров (под указанными судами понимаются научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда; китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, и др.)
Экипаж судна - личный состав судна, обеспечивающий управление, движение и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.
Дедвейт - разность между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту в воде с плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем.
Водоизмещение порожнем - водоизмещение судна без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной, котельной воды в цистернах, судовых запасов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей.
Часть 1. Классификация.  
1. Общие положения. 1.1. Область распространения
1.1.1. Правила классификации и постройки морских судов распространяются:
.1 на пассажирские, наливные суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, а также буксиры, независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;
.2 на самоходные суда, не указанные в 1.1.1.1, с мощностью главных двигателей 55 кВт и более;
.3 на суда, не указанные в 1.1.1.1 и 1.1.1.2, валовой вместимостью 80 рег.т и более.
1.1.2. Правила могут применяться с согласия Регистра для классификации судов, не перечисленных в 1.1.1.
1.1.3. Правилами определяются требования, при удовлетворении которых судну или холодильной установке может быть присвоен класс Регистра.
1.1.4. Настоящая часть правил распространяется на суда в постройке и эксплуатации.
1.1.5. Объем требований к судам специального назначения, содержащихся в настоящих Правилах, для судов валовой вместимостью менее 500 рег.т определяется в каждом случае Регистром.
1.2.* Определения и пояснения
Определения и пояснения относятся к общей терминологии Правил, приведены в Общих положениях о надзорной деятельности. В настоящей части правил приняты следующие пояснения:
П Р А В И Л А - Правила классификации и постройки морских судов состоящие из следующих частей:
I. «Классификация»
II. «Корпус»
III. «Устройства, оборудование и снабжение»
IV. «Остойчивость»
V. «Деление на отсеки»
VI. «Противопожарная защита»
VII. «Механические установки»
VIII. «Системы и трубопроводы»
IX. «Механизмы»
X. «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»
XI. «Электрическое оборудование»
XII. «Холодильные установки»
XIII. «Материалы»
XIV. «Сварка»
XV. «Автоматизация»
XVI. «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок и стеклопластика»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - не предусмотренные Правилами требования, предъявляемые Регистром при осуществлении классификационной днятельности.
2.* Класс судна.
2.1. Общие указания.
2.1.4.
Класс судну присваивается или возобновляется Регистром, как правило, на четырехлетний период, однако в обоснованных Регистр может присвоить или возобновить класс на иной срок.
2.1.5. Наличие у судна действующего класса Регистра означает, что судно находится под надзором за его техническим состоянием и полностью или в степени, признанной Регистром за достаточную, удовлетворяет тем требованиям Правил, которые на него распространяются в соответствии с назначением, условиями эксплуатации и символом класса судна. Наличие у судна класса удостоверяется действующим Классификационным свидетельством.
2.2. Cимвол класса судна.
2.2.1.* Основной символ класса судна, построенного под надзором Регистра.

Основной символ класса судна, построенного по Правилам или под надзором Регистра, состоит из знака и проставляемых перед ним знаком КМ или К:
    КМ - для самоходных судов;
    К - для несамоходных судов.
2.2.2. * Основной символ класса судна, построенного без надзора Регистра.
2.2.2.1. Если судно в целом, или его корпус, или его механическая установка были построены по правилам и под надзором другого, признанного Регистром классификационного органа, а затем судну присваивается класс Регистра, то символ класса состоит из из знаков КМ или К :
    КМ - для самоходных судов;
    К - для несамоходных судов.
2.2.2.2. Если судно и его механическая установка были построены без надзора признанного Регистром классификационного органа или вообще без надзора классификационного органа, а затем судну присваивается класс Регистра, то символ класса состоит из из знаков (КМ) или (К) :
    (КМ) - для самоходных судов;
    (К) - для несамоходных судов.
2.2.3.** Знаки категорий ледового усиления.
2.2.3.2.* Если самоходное судно удовлетворяет требованиям Правил для нижеперечисленных категорий ледовых усилений, то к основному символу класса добавляется один из следующих знаков УЛА, УЛ, Л1, Л2, Л3.
Для буксиров , в зависимости от их соответствия категориям ледового усиления , к основному классу судна добавляется один из следующих знаков УЛ, Л1 и Л3.
Ледовые усиления соответствующих категорий определены применительно к ориентировочным условиям эксплуатации судов, приведенным в табл. 2.2.3.2.
Таблица 2.2.3.2. * Условия эксплуатации судов ледового класса.
Категория
ледовых
усилений
Самостоятельное плавание
Плавание под проводкой ледокола
УЛА
В летне-осенний период навигации во всех регионах Мирового океана
Определение возможных сроков и районов плавания, а также режимов плавания под проводкой ледокола является компетенцией судовладельца.
УЛ
В летне-осенний период навигации в Арктике в легких ледовых условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях.
Л1
В летний период навигации в Арктике в разряженных битых льдах и круглогодично в замерзающих неарктических морях в легких ледовых условиях.
Л2
В мелкобитом разряженном льду неарктических морей
Л3
То же
Для несамоходных судов знаки ледового усиления к основному символу класса не добавляются.
2.2.4. Знаки деления на отсеки.
Если судно отвечает требованиям части V. «Деление на отсеки», которые к нему применимы и полной мере удовлетворяют требованиям раздела 3 указанной части при зататоплении одного любог, либо любых двух или трех смежных отсеков по всей длине судна при расчетных повреждениях борта, оговоренных в 3.2, к основному символу классу добавляется знак деления на отсеки , или , соответственно.
2.2.5. Знаки ограничения района плавания.
2.2.5.1. * Если судно удовлетворяет требованиям правил, применяемым к судну ограниченного или смеженного района плавания, с использованием предусмотренными правилами льгот, к основному символу классу судна добавляется один из соответствующих знаков I, II, II СП или III.
2.2.6. Знаки автоматизации.
Если оборудование автоматизации самоходных судов удовлетворяет требованиям части XV «Автоматизация», к основному символу судна добавляется один из следующих знаков:
2.2.6.1. А1 — судно, за исключением пассажирского, валовой вместимостью 500 per. т и более которое может эксплуатироваться без вахты в машинных помещениях и ЦПУ.
2.2.6.2. А2 — судно которое может эксплуатироваться:
.1 без вахты в машинных помещениях, но с вахтой в ЦПУ при валовой вместимости судна 500 per. тонн и более;
.2 без вахты в машинных помещениях при валовой вместимости судна от 50 до 500 per. тонн и с главными двигателями мощностью менее 1500 кВт [2040 л. с.].
2.2.7.* Словесная характеристика в символе класса судна.
Если судно удовлетворяет определенному объему требований Правил Регистра, учитывающих его конструктивные особенности или условия эксплуатации, к основному символу класса довавляется соответствующая словестная характеристика.
Действующие Правила Регистра содержат определенные требования, выполнение которых дает возможность введение в символ класса следующих словестных характеристик: буксир, буровое, газовоз, грунтоотвозное, земснаряд, катамаран, контейнеровоз, крановое, лесовоз, навалочное, накатное, наливное, наплавное, нефтеналивное, нефтесборное, паром, пассажирское, ПБУ (плавучая буровая установка), плавдок, плавкран, рудовоз, рыболовное, спасатель, СВПа, СВПс, СПК, специального назначения, судно обеспечения, судовая баржа, химовоз.
4. Техническая документация судна.
4.1. Технический проект судна в постройке.
4.1.9. Документация для оборудования средств автоматизации.

4.1.9.1. При последующем одобрении рабочих чертежей представляются:
.1 перечень систем, устройств и элементов автоматизации, их техническое описание с указанием назначения и принципа действия, сведений о надежности и одобрении Регистром;
.2 принципиальные и функциональные схемы АПС, включая схемы питания;
.3 перечень контролируемых параметров с указанием типов приборов, заводов изготовителей, сведений о надежности и одобрении Регистром;
.4 техническая документация по ДАУ главными двигателями и ВРШ: функциональные и принципиальные схемы, лицевые панели пультов ДАУ с указаним всех приборов, схемы питания ДАУ, схемы защит, сигнализации и индикации параметров главных двигателей и ВРШ;
.5 функциональные и принципиальные схемы автоматизации систем главных двигателей (систем охлаждения, смазки, топливоподготовки и т.п.);
.6 техническая документация по автоматизации вспомогательных двигателей и электростанции: функциональные и принципиальные схемы, лицевые панели пультов управления электростанцией с указанием всех приборов, схемы питания, схемы защит, сигнализации и индикации параметров вспомогательных двигателей и электрогенераторов;
.7 техническая докумантация по автоматизации котельной установки: функциональные и принципиальные схемы, лицевые панели пультов упрвления с указаним всех приборов, схемы питания, схемы защит, сигнализации и индикации параметров;
.8 функциональные и принципиальные схемы автоматизации и дистанционного управления компрессоров пускового воздуха, включая схемы защит, сигнализации и индикации;
.9 функциональные и принципиальные схемы автоматизации и дистанционного управления осушительной и балластной системами, схемы питания, сигнализации и индикации;
.10 функциональные и принципиальные схемы систем дистанционного управления измерения уровня в цистернах;
.11 чертежи лицевых панелей пультов и щитов систем управления и сигнализации в ЦПУ и на ходовом мостике с указанием всех приборов;
.12 чертежи общего расположения оборудования автоматизации в ЦПУ и на ходовом мостике;
.13 ведомость запасных частей для отдельных систем автоматизации.
4.1.9.2. Без последующего одобрения рабочих чертежей следует представить документацию, уазанную в п. 4.1.9.1, и дополнительно:
.1 функциональные и приципиальные схемы автоматизации систем, поднадзорных Регистру и перечисленных в соответствующих частях Правил, не указанных в п. 4.1.9.1;
.2 программу швартовных и ходовых испытаний.
4.3. * Рабочие чертежи для судна в постройке.
4.3.8. Документация по системам и устройствам автоматизации:
установочные и конструктивные чертежи блоков систем и устройств автоматизации, датчиков, сигнализаторов, приборов , а также щитов и пультов управления и контроля
ИСТОЧНИК: Российский морской регистр судоходства (РС). ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ. т.1; 8-е издание; 1999.
Части, разделы, главы и пункты, отмеченные знаком - *, являются специфичными для Правил Регистра и в изданиях других "Органах технического надзора и классификации судов (ОНТК)" могут отсутствовать или иметь другое содержание, а отмеченные знаком - **, разработаны Регистом самостоятельно и в правилах других ОНТК отсутствуют.


НАЗАД В "ДОКУМЕНТЫ"